Её пять минут

30 марта 2011 года — на 76-м году из жизни ушла Людмила Гурченко

Она прожила свою яркую жизнь на все сто процентов — успех в кино, на эстраде, в шоу-бизнесе, ей были подвластны все жанры. Исполнив песню «Пять минут» в фильме «Карнавальная ночь», она стала звездой и оставалась ей до последней минуты, и отмечая 75-летний юбилей, и перенеся сложную операцию в феврале 2011 года, после которой обещала вернуться и станцевать.

Новость о её кончине буквально обрушилась на страну, как и последовавший поток соболезнований от первых лиц государства, коллег, близких и поклонников. Умерла любимица миллионов, легенда экрана, народная артистка СССР. Весть о кончине уникальной актрисы в считанные минуты облетела всю Россию, вызвав поистине всенародную скорбь.

Марк Захаров говорил, что Людмила Гурченко относилась к тем людям, которые умеют выстраивать целиком всю большую жизнь и очень достойно проходить все этапы своего творческого и человеческого пути:

— Вы знаете, Людмила Гурченко — это для меня был какой-то символ. Я думаю, не только для меня. Символ эпохи, символ жизни, символ большого пути того поколения, на долю которого выпало очень много испытаний, очень много изменений, очень много всевозможных событий, которые очень непросто было пережить. И она как-то это сделала очень достойно и красиво. Я помню, как она показывалась, будучи совсем молодой актрисой, после своего успеха в «Карнавальной ночи», показывалась худсовету театра Сатиры. Вот единственно — я и Татьяна Ивановна Пельтцер — мы были безоговорочно за то, чтобы её принять, но, к сожалению, большинство людей как-то испугались, наверное, и некоторому напору, её гитаре, её голосу, её активности.

Не знаю, какие возобладали инстинкты или мысли, но тогда, к сожалению, мы не стали работать вместе. А мне очень хотелось бы рядом поработать с таким человеком. А потом я её видел в блистательных ролях. Особенно вот эта вот пауза, которую она сумела использовать для накопления сил, энергии и новых идей. «Старая крепость» или «Старые стены» — вот какое-то название, точно не помню сейчас, фильм, когда она вдруг сделала такой возрастной бросок, который, впрочем, никто не ожидал. Думали, так, ну всё, актриса немножко попела под гитару и на этом всё кончится. Оказывается, нет, есть люди, которые умеют выстраивать целиком всю большую жизнь и очень достойно проходить все этапы своего творческого и человеческого пути. Вот такой она запомнится мне и я скорблю вместе со всеми её поклонниками.

В её фильмографии — 96 строк. Первой её работой в кино была роль Люси в «Дороге правды» в 1956 году, но слава пришла к ней после выхода на экраны «Карнавальной ночи» Эльдара Рязанова. На фото: кадр из фильма «Карнавальная ночь», в роли Леночки Крыловой — артистка Людмила Гурченко, в роли Гриши Кольцова — артист Юрий Беляев.

Сказать, что актриса сразу стала знаменита — не сказать ничего. Девушки всей страны шили себе платья точь-в-точь как у Леночки Крыловой, худели, затягивали талии, опускали чёлки на лбы, закручивали волосы колечкам, по-особому, «как у Гурченко», красили глаза.

О фигуре Людмилы Марковны ходили и будут ходить легенды. Эльдар Рязанов вспоминал: «Талия у Гурченко была тонкой до неправдоподобия».

Но было бы несправедливым считать, что режиссёры приглашали Людмилу Гурченко в свои фильмы исключительно из-за внешних данных. Людмила Марковна была одной из немногих актрис, которые не боялись быть некрасивыми в кадре. На фото: Людмила Гурченко в фильме режиссёра Андрея Михалкова-Кончаловского «Сибириада» киностудии «Мосфильм».

По степени зрительского признания работы Гурченко были разными. Не все были ослепительно яркими, но все были интересны с точки зрения её разносторонних актёрских способностей.

Она была универсальна — пела, танцевала. В 1970-е буквально один за другим выходили музыкальные фильмы с её участием: «Табачный капитан», «Цирк зажигает огни», «Соломенная шляпка», «Небесные ласточки», «Волшебный фонарь».

Съёмки «Мамы» принесли актрисе не только творческую удачу, но и новые испытания. Во время съёмок она сломала ногу. Справиться со сложной травмой помогла многолетняя тренировка и специальные упражнения. И Людмила Гурченко вновь смогла танцевать и ходить на шпильках.

В это же время Гурченко играла в фильмах совсем иного плана: «Двадцать дней без войны» Алексея Германа…

…«Пять вечеров» Никиты Михалкова. В них Гурченко предстаёт драматической, почти трагической актрисой. Многие называют роли Тамары («Пять вечеров») и Ники («Двадцать дней без войны») лучшими в актёрской карьере Гурченко.

Одной из самых любимых зрителями ролей Гурченко стала «Любимая женщина механика Гаврилова» Рита.

Хотя сама Людмила Марковна не считала эту роль удачной, так как, по её словам, ей не удалось передать все оттенки настроений и грани характера своей героини.

В лирической комедии Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих» Людмила Гурченко блестяще сыграла в дуэте с Олегом Басилашвили. За роль официантки Веры в этом фильме актриса получила премию Всесоюзного кинофестиваля в Ленинграде (Санкт-Петербурге).

Даже появляясь на экране в небольших, почти эпизодических ролях, Гурченко умудрялась оставить след в сердцах зрителей.

Артистизм, юмор, ироничность и открытость всегда выделяли манеру игры Людмилы Гурченко.

В 90-е годы актриса, как и многие её коллеги снималась реже. В это время Гурченко вернулась на театральные подмостки. Одной из самых заметных её ролей на московской театральной сцене стала Инга в спектакле Эдварда Радзинского «Поле битвы после победы принадлежит мародёрам» на сцене Театра Сатиры.

Всю творческую карьеру Гурченко занималась концертной деятельностью. Её сценические шоу были спектаклями одного актёра, где она была и сценографом, и костюмером, и режиссёром.

Накануне своего 75-летнего юбилея Людмила Гурченко дебютировала в качестве режиссёра в фильме «Пёстрые сумерки», который представила публике в августе минувшего года на фестивале «Окно в Европу».

Даже в 75 Людмила Марковна была бесподобно стройна и элегантна, близкие не переставали восхищаться её энергией, страстью к жизни.

30 декабря 2010 года президент Дмитрий Медведев вручил Людмиле Марковне Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Однажды на встрече со зрителями Никита Михалков сказал, что есть актрисы, которые семью, ребёнка не променяют на хорошую роль, и, покосившись в сторону Людмилы Марковны, добавил, что она «за хорошую роль может поджечь свой дом, сама принесёт керосин, — потом будет раскаяние, суд, но роль она сыграет». По признанию актрисы, дом бы она не подожгла, «и всё же всё сказанное Михалковым — правда».

«Все мои недуги в работе излечиваются. Но если что-то не так в работе — дом меня не излечит. Дом, мой дорогой дом, прости. Прости меня, любимая семья, за то, что ты в жизни для меня не главное», — такими строчками открывается одна из страниц официального сайта актрисы.

В фильме «Рецепт её молодости», в 1983 году, актриса сыграла Эмилию Марти — женщину, остающуюся молодой благодаря таинственному снадобью. Секрет молодости Людмилы Гурченко так и остаётся неразгаданным.

Людмила Гурченко навсегда останется в памяти благодарных зрителей молодой, весёлой и искромётно талантливой, как и её героиня в фильме «Карнавальная ночь»… Вечная память…