karnavaljnaya-nochПервая же роль Людмилы Гурченко в кино принесла актрисе необыкновенную популярность. В 1956 году она, будучи студенткой ВГИКа, сыграла в музыкальной комедии Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь» клубного работника Леночку Крылову. Непосредственная молодая девушка, исполняющая песню «Пять минут», мгновенно завоевала сердца зрителей, стала кумиром, особенно среди молодежи. Отмечалась естественность и открытость актрисы-дебютантки, а также лирико-комедийное и эстрадное дарование, неплохие вокальные данные.

В 60-е годы актриса немало снималась, заявив о своих разносторонних способностях. Следом за «Карнавальной ночью» вышла музыкальная комедия «Девушка с гитарой». Затем Людмила Гурченко снималась в мелодраме («Гулящая», 1961), драмах («Балтийское небо», 1961; «Рабочий поселок», 1966), военной драме («Роман и Франческа», 1960), фарсе («Женитьба Бальзаминова», 1965), спортивной комедии («Укротители велосипедов», 1963).

И все-таки в 1960-х и начале 1970-х годов Гурченко была малозаметна, даже продолжая регулярно сниматься. Так вплоть до выхода в 1974 году производственной мелодрамы «Старые стены» (Государственная премия РСФСР, 1976), в которой актриса сыграла директора ткацкой фабрики, но без налета типичных черт советского руководителя, Гурченко с ее более чем 30 ролями на тот момент оставалась как бы выключенной из большого кинематографа.

В последующее десятилетие Людмила Гурченко постепенно стала одной из ведущих актрис. Теперь ее приглашали сниматься преимущественно в музыкальных комедиях и фильмах опереттах. Музыкальные фильмы с участием Гурченко выходили один за другим. В 1972 году она снялась в фильме «Табачный капитан», в 1973 — «Цирк зажигает огни», на следующий год — в «Соломенной шляпке», в 1975 — в «Небесных ласточках», а еще через год — в картине «Мама».

Ради роли в музыкальном фильме «Мама» Гурченко даже отказалась от роли генеральши в одном из лучших фильмов Михалкова — «Неоконченная пьеса для механического пианино». Съемки «Мамы» принесли ей не только творческую удачу, но и новые испытания. Во время съемок клоун Олег Попов нечаянно сломал ногу актрисе. Закрытый перелом со смещением грозил инвалидностью. Помогла многолетняя тренировка и специальные физические упражнения. И актриса вновь смогла танцевать и ходить на шпильках.

lubov-i-golubiПомимо музыкальных комедий регулярно выходили ее телевизионные бенефисы и специальные музыкальные программы («Песни военных лет» с ее собственной композицией). Гурченко была ярка и неподражаема. Но все это имело и другую сторону — со временем за актрисой закрепился штамп исполнительницы одной роли, что, конечно же, не могло устраивать Людмилу Марковну…

Людмила Гурченко пыталась вырваться за рамки навязанного ей амплуа. Она хотела играть драматические роли и добилась своего. Интересными стали ее роли — Рита в мелодраме «Любимая женщина механика Гаврилова» (1982) и официантка Вера Нефедова в лирической комедии Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих» (1983). Эти работы были отмечены призами: «Золотой орел» — «За лучшую женскую роль» — на кинофестивале в Маниле (1982) и ВКФ-83 в Ленинграде. В том же 1983 году Людмила Гурченко была признана лучшей актрисой года по опросу журнала «Советский экран».

Не менее интересны случаи самоограничения актрисы, когда она появлялась в небольшой роли («Полеты во сне и наяву», 1983) или вообще в эпизоде, но великолепно исполненном («Познавая белый свет», 1979). Образ Таи Соломиной в «Сибириаде» (1979) построен на резких перепадах почти от эксцентрики до пронзительного лиризма — и в эти моменты актриса наиболее убедительна.

А как бы в продолжение своей актерской темы драматического постижения неоднозначного женского характера, что было заявлено еще в «Старых стенах», Гурченко с максимальным самоотречением и иногда безжалостно по отношению к собственному облику воплотила на экране несчастные, но несмотря ни на что счастливые судьбы героинь в лучших своих фильмах «Двадцать дней без войны» (1977, роль Ники) и «Пять вечеров» (1979, роль Тамары Васильевны).

Представляется неслучайным и то, что именно на исходе этого успешного для себя десятилетия в кино актриса также выступила с искренней и честной книгой воспоминаний «Мое взрослое детство» (1982).

В 90-е годы, годы развала советского кинематографа, актриса снималась реже. Мало предлагалось хорошего материала, и актрисе приходилось подходить к ролям более избирательно. Актриса искусно повторяла прежние образы («Прохиндиада-2», 1993), вновь играла независимых женщин, облаченных властью («Нелюдь», 1990; «Белые одежды», 1992), пыталась демонстративно вырваться даже из рамок сюжетного повествования, превращая фильм в эстрадный монолог актрисы («Послушай, Феллини!..», 1993) или музыкальный бенефис («Люблю», 1993).